Кнайпа Pro - команда людей, увлеченных жизнью и автоматизацией заведений HoReCa!

Системы автоматизации управления. Зачем это надо ресторатору?

Как говорил Джон Риз*, «понимание того, что происходит в вашем бизнесе, — весьма прибыльная привычка». Но чтобы действительно представлять, сколько зарабатывает ресторан и на чем, сколько тратит и куда, что влечет за собой убытки, а что помогает наращивать прибыль, нужен надежный инструмент получения полной,
достоверной и объективной информации… Слово — за системами автоматизации управления. Но оправдывают ли они надежды рестораторов?

Даже в докризисные времена ресторанный бизнес по степени риска находился на четвертом месте. А уж в нынешних экономических условиях владельцам заведений общественного питания приходится быть вдвое осмотрительнее. Перед лицом замедления темпов развития бизнеса и ужесточения борьбы за клиента на повестку дня вышел вопрос об усилении контроля над деятельностью предприятия с тем, чтобы своевременно выявлять «узкие места» и быстро вырабатывать эффективные управленческие решения. Ключевые слова здесь — «своевременно» и «быстро», иначе конкуренты обойдут и вытеснят.
Но чем очевиднее потребность в «заточенном» под ресторан программном продукте, делающим бизнес прозрачным и оперативно управляемым, тем яснее, что существующие на рынке системы автоматизации не могут удовлетворить требованиям рестораторов и директоров на все сто процентов. Спрашивается, как оптимизировать ресурсы без необходимых цифр перед глазами? Как повлиять на изменение доходов, если не видно самого факта изменения по дням, неделям, месяцам?

Чего хочет Бог/СС?

Все в одном, или тотальная автоматизация. Прежде
всего, украинские рестораторы сходятся во мнении о том, что в системе автоматизации должны быть интегрированы в единое информационное пространство все бизнес-процессы, сопровождающие работу ресторана: операции, производимые на кухне, складе, в зале, мониторинг движения финансовых потоков… Таким образом, появилась бы возможность держать под контролем абсолютно все — от кассы и бара до склада и бухгалтерской отчетности. К примеру, обнаружилось, что официант ворует - предупредили или уволили. Получили данные о VIP-клиентах
или поставщиках — поняли, с кем нужно работать, чтобы не упустить свою выгоду. Выявили неоправданные издержки в связи с некорректным ведением закупок — исправили ошибки. И так во всех разрезах учета: гости, персонал, товарно-материальные потоки, поставщики, финансовые показатели.
В особенности владельцы бизнеса заинтересованы в получении управленческой отчетности — информации о прибылях и убытках, чтобы знать, что происходит с их деньгами, где имеет место перерасход средств, а на чем можно добиться увеличения
поступлений. Но именно такую информацию приходится ждать дольше всего, а то и вообще не получать. А будь необходимые сведения под рукой, вместо вопроса: «Отчет за месяц готов?», можно было бы спросить директора более конкретно: «Почему 25-го себестоимость поднялась на 5 %, в то время как в других ресторанах моей сети она не изменилась?».
Контроль всегда, контроль везде. Ну а кто из собственников ресторана не ощущал, как в его отсутствие деловая жизнь предприятия снижает темпы?!
Но нельзя же по 24 часа проводить на работе. Отсюда еще одно пожелание — возможность осуществлять контроль и управление деятельностью предприятия в любое время и из любой точки земного шара посредством интернет-связи. Тем более что при современном уровне информационных технологий вполне можно организовать удаленный доступ к серверу ресторана, а также видеонаблюдение с контролем событий. Другими словами, совместить несовместимое
— свободу перемещения и повышение уровня контроля над предприятием со стороны собственника.
Кадровый вопрос. Наконец, самый болезненный вопрос — персонал. Как собрать и удержать команду, заинтересованную в успехе общего дела, и исключить злоупотребления? Идеальный вариант — доверить надзор за работниками компьютеру.
В частности, если синхронизировать все действия персонала на кассе с системой видеонаблюдения, то от всевидящего ока камер не укроется ни один случай воровства. А личные странички официантов с
исчерпывающей информацией о премиях и взысканиях, объемах выручки и количестве проданных блюд помогали бы выделить лучших и вовремя избавиться от тех, кто не желает работать в полную
силу.

Мечты сбываются!

Пока украинские рестораторы долгие годы тосковали по хорошей системе автоматизации, россияне осваивали «предмет мечтаний». Еще несколько лет назад Давид Ян, один из самых известных предпринимателей, работающих в области высоких технологий и компьютерного бизнеса в России, и одновременно московский ресторатор, обратил внимание на несовершенство программного обеспечения и стал идейным вдохновителем разработки новой системы управления, которая должна была превзойти все существующие аналоги. В итоге в 2005 году ресторанный бизнес России получил уникальный программный продукт — iiko («айко»). Программа охватывает все бизнес-процессы, открывает доступ к удаленному управлению бизнесом, обеспечивает его прозрачность, масштабируемость и прогнозирование, сводит к минимуму злоупотребления и управляет мотивационными программами. Наверное, потому, что iiko была создана ресторатором для рестораторов, в ее преимуществах долго никого убеждать не пришлось. Тысячи предприятий на территории нашего северного соседа уже используют новинку, включая заведения Аркадия Новикова и компании «Планета гостеприимства». Украина же только год назад узнала об уникальной разработке. Знакомство Олега Рогозы и Тараса Демьяненко с программой iiko на семинаре в Москве перевернуло не только их жизнь (с тех пор она из сферы дистрибуции перетекла в русло ІТ-бизнеса), но и повлияло на деятельность многих заведений общественного питания. Сотрудничество с компанией «ТКомТех», которая представляет на украинском рынке программу iiko, оказалось для пользователей плодотворным, ведь новый программный продукт стал для них инструментом повышения рентабельности бизнеса, успешной работы персонала и улучшения качества обслуживания.Что же, если система управления выбрана правильно, то положительный опыт ее использования непременно себя проявит.